Как программисты из Запорожья помогают работать МЭЗам по всему миру

Компания «ИНФОКОМ ЛТД» из Запорожья работает на мировом рынке автоматизации уже 25 лет. На данный момент штат сотрудников компании составляет 170 человек, которые сопровождают производственные процессы на украинских и зарубежных предприятиях. Кроме этого, развивают и другие инновационные сферы. Как работается «ИНФОКОМу» с МЭЗами и элеваторами, чего хотят клиенты, и как инновационные направления помогают автоматизации, нам рассказали в Запорожье.

От сервиса к полной автоматизации

Развивать компанию «ИНФОКОМ ЛТД» начали в 1996 году. После 10 лет работы программистом на «Запорожском автомобильном заводе» Эдуард Троценко решил создать собственное дело. Как рассказал основатель, штат компании состоял из 5 человек. Сначала «ИНФОКОМ ЛТД» предоставлял услуги по сервису и ремонту автоматических систем управления предприятий.

В первый год работы компания стала официальным партнером немецкого Siemens, который производит, в том числе, и комплектующие для автоматизации, а в 2005 получила сертификацию от Siemens.

Постепенно «ИНФОКОМ ЛТД» освоил весь цикл работы по автоматизации производственных процессов и электроснабжению предприятия. Специалисты предоставляют проектную документацию, пишут программное обеспечение для систем АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическими процессами), собирают шкафы АСУ ТП, распределения питания и энергоснабжения, выполняют монтажные работы «под ключ» и занимаются наладкой.

«Проектировать автоматические линии на предприятиях мы начали лет через 5 после начала работы компании. Сначала занимались программированием, потом стали дополнительно набирать людей. Появился конструкторский департамент, и мы уже начали разрабатывать полный комплект технической документации. Затем добавилась монтажная группа, и департамент IT. Сейчас в компании работает около 170 человек в семи департаментах», — рассказывает Эдуард Троценко.

В первое время запорожская компания реализовывала проекты по автоматизации предприятий металлургической и химической промышленности.

«Свой бизнес мы построили на металлургии Китая. Проектировали и запускали установки по десульфурации чугуна», — говорит основатель компании.

По словам Эдуарда Троценко, за 10 лет «ИНФОКОМ ЛТД» работал с 30 самыми крупными металлургическими заводами Китая. Он добавил, что в Украине в то время запорожские специалисты не были востребованы.

МЭЗы, терминалы и элеваторы

Первым проектом по автоматизации и энергоснабжению, который реализовала компания «ИНФОКОМ ЛТД» в зерновой сфере, стал МЭЗ «Комбинат Каргилл» 15 лет назад. Это стало началом сотрудничества с зерновиками в Украине и в мире.

«Первые поставки шкафов для автоматизации были на МЭЗ «Комбинат Каргилл» в Донецкой области. Тогда на аудит приезжали представители «Каргилл» из Великобритании и проверяли качество сборки. После этого мы уже делали поставки на «Каховский МЭЗ» «Каргилл». После проверки качества сборки и, выдержав проверку временем, «Инфоком ЛТД» осуществляет поставки не только на предприятия «Каргилл» в Украине, но и по всему миру», — вспоминает руководитель проектно-конструкторского департамента компании Александр Иванов.

«Бандурский МЭЗ» компании На начало 2021 года «ИНФОКОМ ЛТД» участвовал в автоматизации 12 МЭЗов, 10 элеваторов и 3 перегрузочных терминалов в Украине. Из завершенных проектов — «Кернел», МЭЗ «Украинской черноморской индустрии» в Илличевске, МЭЗ «Олейна» в Днепре, а из терминалов — перегрузочный комплекс «Карго МВ» в Южном компании ТИС, терминал «Гринтур» в Николаеве.

«Сейчас мы участвуем в строительстве «Староконстантиновского маслоэкстракционного завода». Это будет самый крупный МЭЗ в Украине. Также заканчиваем запуск второй очереди «Трансгрейнтерминала», и третья очередь перегрузочного комплекса будет закончена уже в этом году», — рассказала коммерческий директор Оксана Игнатенко.

За границей запорожская компания автоматизировала 14 МЭЗов в 11 странах мира. Это предприятия в Египте, Великобритании, Турции, Замбии и т.д. В список иностранных партнеров «ИНФОКОМ ЛТД» входит и компания «Европа Краун», — с которой запорожские специалисты участвовали в строительстве МЭЗа в Болгарии. Как объяснил основатель компании, именно благодаря широкому сотрудничеству на мировом рынке «ИНФОКОМ ЛТД» работает уже 25 лет.

«У нас в Украине развита сеть компаний, которые занимаются автоматизацией. Их уровень довольно высокий, конкуренция большая, поэтому мы свой вектор взяли, в том числе и на западное направление», — говорит Эдуард Троценко.

В офисе «ИНФОКОМ ЛТД» висит карта мира с отмеченной географией «присутствия» не только по зерновым проектам. Запорожская компания поработала почти на всех материках.

На многих завершенных проектах в мире и в Украине программисты «ИНФОКОМ ЛТД» продолжают присутствовать «виртуально» как техподдержка и страховка от простоя. Если вдруг на предприятиях случаются поломки, неполадки, программисты помогают их оперативно устранить. Это очень актуально для крупных МЭЗов, где час простоя стоит десятки тысяч долларов.

«Мы имеем удаленный доступ на сервера, инженерные станции через зашифрованный канал связи. Можем либо вносить изменения в систему управления, либо мониторить технологические процессы. Если на МЭЗе возникают проблемы, связанные с программным обеспечением АСУ ТП, мы их исправляем. Если проблемы другого характера, то стараемся поставить временные «заплатки», чтобы завод или участок мог продолжить работу, пока там не устранят проблемы», — объяснил руководитель департамента систем автоматизации Сергей Лебеденко.

Сейчас многие крупные компании заинтересованы в том, чтобы уменьшить время ввода оборудования в эксплуатацию, рассказал Александр Иванов. Для этого проводят предварительное тестирование оборудования. Например, компания «Европа Краун» запрашивала расширенное тестирование всех шкафов перед отгрузкой на МЭЗ. Такая же тенденция прослеживается в вопросах энергоснабжения. Руководитель проектно-конструкторского департамента рассказал, что в крупных компаниях — «Кернел», «Бунге» — проверяют надежность систем энергоснабжения, чтобы избежать проблем в будущем.

Как рассказали в компании, в целом клиенты автоматизируют зерновые предприятия, чтобы сделать их более производительными, убрать людей с части технологических линий, минимизировать человеческий фактор.

«Сейчас все стремятся оптимизировать энергозатраты, сократить персонал. На предприятиях хотят вести более точный учет входящего и выходящего продукта, убрать моменты, связанные с хищением.»
— объяснила коммерческий директор Оксана Игнатенко.

Автоматизация на уровень выше

В «ИНФОКОМ ЛТД» говорят, что сегодня запрос клиентов выходит за рамки автоматизации только технологических процессов. На предприятиях, особенно в крупных компаниях, хотят контролировать намного больше процессов. Один из запросов, — это автоматизация логистики.

«Аграрный бизнес стал требовательным к сокращению издержек и повышению прибыли, поэтому уровень автоматизации на таких предприятиях начинает подниматься выше. Если раньше основная работа компании состояла в автоматизации технологических процессов, то сейчас заказчик хочет видеть уже автоматизацию более высокого уровня. Например, внутризаводская логистика. От того, насколько четко и быстро обрабатываются приемка и отгрузка, зависит пропускная способность предприятия и его прибыль. На данный момент основное направление нашего департамента — это автоматизация логистики», — рассказал руководитель департамента информационных технологий Сергей Опара.

Запорожские специалисты разработали и внедрили на нескольких украинских предприятиях автоматические системы идентификации транспорта (АСИТ). Технология позволяет определять номер транспортного средства с помощью самообучаемых нейронных сетей и машинного зрения. Система дает возможность контролировать приемку и отгрузку, проводить обезличенный анализ зерна в лаборатории, и даже формировать очереди из машин на разгрузку по какому-то показателю сырья, например, по влажности. Такой проект реализован на предприятии
«Олияр» в городе Львов. Также в 2020 году «ИНФОКОМ ЛТД» запустил «пилот» по АСИТу на «Бандурском МЭЗе» «Кернел» и
«ПОТОКИ».
Сейчас в работе автоматизированная станция разгрузки ж/д вагонов на «Трансгрейнтерминале». Номер, вес, последовательность, взвешивание зерновозов распознается и вносится в систему автоматически.
По словам Сергея Опары, на данный момент у «Кернел» очень высокие требования к автоматизации внутризаводских логистических процессов, чему «ИНФОКОМ ЛТД» стремится соответствовать.

Технологии позволяют исключить человеческий фактор из ключевых логистических процессов на предприятии, рассказал специалист. Вплоть до того, что весовая может работать без оператора. Такой проект уже реализован на «Бандурском МЭЗе», — весовая работает в автоматическом режиме. Перед взвешиванием водитель идентифицирует транспортное средство с помощью карточки, вес автомобиля фиксируется и выводится на экран, затем автоматически передается во внутреннюю учетную систему предприятия.

Еще один уровень автоматизации, который также находится выше технологических процессов — это система управления производством, или MES. Это автоматизация работы предприятия в целом, — вплоть до выполнения производственных заданий и обязанностей каждого сотрудника в цехах. MES пользуется спросом на предприятиях во всем мире, а в Украине только начинает привлекать внимание компаний.

«MES-системы помогают операторам проходить по всему технологическому циклу завода, подсказывают, какие операции нужно выполнить, чтобы получить продукт. По сути, эта система управления производством синхронизирует системы АСУ ТП. Смысл системы — перенять опыт сотрудников, выйти на стабильный уровень работы и контролировать ход выполнения производственного плана в реальном времени», — рассказала руководитель IT-проектов Ольга Белоконь.

Как объяснила Ольга Белоконь, на многих предприятиях производство планируют на базе Excel-листов, что очень трудозатратно. Иногда работа завода держится на нескольких опытных сотрудниках, и они не могут даже уйти в отпуск или на больничный. Для этих целей внедряют систему операционного планирования производством, которая берет на себя функцию построения производственного расписания.

По словам руководителя IT-проектов, «ИНФОКОМ ЛТД» уже ведет переговоры с крупными компаниями в Украине, которые заинтересованы в использовании MES-систем и системы операционного планирования.

Синергия направлений

Невозможно побывать в «ИНФОКОМе» и рассказывать только об автоматизации. Когда мы только зашли в офис компании, первое, что бросилось в глаза — комфортные и красивые open space-ы на четырех этажах. Новую часть здания завершили 3 года назад. Тут много света и зелени, а еще очень тихо, несмотря на рабочее время. Программисты и инженеры сосредоточенно смотрели в ноутбуки, а мы ходили и шумели 🙂 Особенно шумели, когда заработал улыбчивый робот TIMA.

Дело в том, что «ИНФОКОМ ЛТД» занимается не только системами автоматизации предприятий. Как рассказал директор Эдуард Троценко, автоматизация — «это костяк, на котором компания зарабатывает». Параллельно запорожские специалисты развивают беспилотные технологии, солнечную энергетику, электрозаправки и технологии для накопления энергии. Как отметила Оксана Игнатенко, некоторые украинские МЭЗы уже интересуются возможностью установить солнечные панели, чтобы компенсировать часть расхода электричества.

А вот в сфере беспилотных технологий «ИНФОКОМ ЛТД» разработал разные варианты роботов. Улыбчивого TIMA изначально задумали, как экскурсовода, «сиделку» с людьми пожилого возраста, официанта. С началом пандемии робота TIMA приспособили для работы в больницах — он может подвозить лекарства больным. В Украине на такую продукцию заказов нет, а вот в больницах США, в Японии и Европе запорожские роботы востребованы. Также пользуются спросом за границей и роботы-логисты, способные поднимать и перемещать по складу грузы до 250 кг.

В целом все специалисты компании говорят, что инновационные направления не только сами идут вперед, но и помогают совершенствовать сферу автоматизации.

«Новые технологии, которые мы применяем сейчас в беспилотных направлениях, — машинное зрение, нейронные сети, — мы можем использовать для работы предприятий. Например, машинное зрение используем для распознавания вагонов, нейронные сети — для распознавания и учета автомобилей.»
— объяснил Эдуард Троценко.

Сейчас основатель Эдуард Троценко увлечен новым проектом, — разрабатывает концепцию планетохода для американской компании. К слову, «ИНФОКОМ ЛТД» стал лучшим в Украине в сфере инновационных технологий по итогам 2020 года. Напоследок хотелось бы пошутить о том, что скоро на МЭЗах и элеваторах будут работать роботы, но в «ИНФОКОМе» говорят, что это как раз не шутка, а реальное будущее.

Ресурс: elevatorist.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Support
the
Ukrainian
military