На автомате: топ узлов, которые нужно автоматизировать на элеваторе

Пару десятков лет назад для обслуживания большого зернохранилища в одну смену требовалось около 20-30 людей. Сейчас благодаря автоматизации современным элеватором на 100 тыс. т хранения может управлять 3-4 человека, не считая весовщиков и лаборантов. Автоматизация элеватора — это своеобразный конструктор, из которого создают целостную рабочую систему. Хотя принцип работы автоматики один и тот же, на каждом элеваторе составляют свой конструктор, исходя из существующих технологических линий. Но есть главные участки, которые автоматизировать нужно обязательно. Какие это узлы элеватора, что дает их автоматизация и на что нужно обратить внимание при подготовке автоматизации, рассказал руководитель проектно-конструкторского департамента компании «ИНФОКОМ ЛТД» Александр Иванов.

Автоматизация транспортного оборудования

Основным Александр Иванов называет автоматизацию транспортного оборудования. От транспортеров, норий и работы электрических задвижек и перекидных клапанов зависит быстрая отгрузка/выгрузка и перемещение зерна по элеватору. Оборудованием нужно управлять и контролировать его работу, что сложно сделать вручную, так как длина зерновых маршрутов на крупных зернохранилищах занимает сотни метров.

По старой технологии работы элеватора на всех ключевых участках движения зерна нужно было ставить людей, которые бы включали/выключали конвейеры и следили за процессом транспортировки. В случае аварий, остановки движения зерна, переполнения конвейеров, просыпания и т.д. работники вручную выключали оборудование на участках.


Руководитель проектно-конструкторского департамента компании «Инфоком ЛТД» Александр Иванов

На современных элеваторах работу транспортного оборудования контролирует автоматика. Оператор видит все данные по передвижению зерна на мониторе в операторской, формирует маршруты, может управлять отдельными элементами транспортного оборудования со своего рабочего места. Но обычно оператор указывает точку отправки и приемки зерна, например, из силоса 1 в силос 5, выбирает самый оптимальный маршрут, который предлагает система, а включение каждого узла по линии происходит автоматически. Так система автоматизации убирает человеческий фактор из процесса транспортировки зерна. Исключаются не только ошибки, но и лишняя работа оператора.

«На транспортное оборудование — транспортер, норию, и т.д., — ставится необходимый набор датчиков, которые обеспечивают правильную и безаварийную работу. Сигналы всех датчиков подключаются к программируемому логическому контроллеру в котором находятся алгоритмы управления каждой технологической единицей и всем элеватором в целом. Центральный контроллер преобразовывает сигналы в визуальную информацию на экран компьютера на рабочем месте оператора», — объяснил Александр Иванов.

Если оператор выбирает несколько маршрутов, автоматика следит за тем, чтобы зерно разных партий не смешалось на каких-то участках транспортного оборудования и, тем более, в силосах.

В случае каких-либо неполадок или опасного накопления зерна на отдельных участках норий и самотеков автоматика сигнализирует оператору об аварийной ситуации.

С помощью автоматизации можно решать разные задачи на элеваторе. Как рассказал Александр Иванов, в практике были случаи, когда, например, клиенты хотели поддерживать равномерный уровень зерна в конвейерах, чтобы не перегружать отдельные участки транспортного оборудования.

Руководитель проектно-конструкторского департамента компании «Инфоком ЛТД» говорит, оборудование можно автоматизировать под любые запросы.

Автоматизация зерносушилок

Зерновые сушилки — второй обязательный пункт в списке автоматизации элеватора. Автоматика не дает оператору ввести по ошибке неправильные параметры для сушки и испортить качество зерна. Датчики зерносушилки также отслеживают аварийные и пожароопасные ситуации. Оператор сразу видит, если температура в оборудовании достигает критических отметок, а при пожаре включает аварийный сброс зерна из сушилки.

«Автоматика полностью следит за температурой и влажностью внутри сушилки, потому что неправильные действия людей могут привести к возгоранию. В таком случае оператор включает сброс зерна. Лучше повторно почистить или даже потерять зерно, чем потерять зерносушилку, если она загорится», — объяснил Александр Иванов.

Автоматизация весовых комплексов и обезличенная приемка зерна

С каждым годом элеватористы хотят автоматизировать все больше процессов на зернохранилищах. Новинкой последних лет в Украине стала автоматизация приемки зерна — взвешивание зерновозов без весовщиков и обезличенная приемка.

Автоматическое взвешивание машин уже реализовано на некоторых крупных элеваторах и МЭЗах в Украине. Процесс происходит без участия весовщика, что также дает возможность принять зерно обезличено, если компания ставит перед собой такую задачу.

«На весы устанавливается специальный набор датчиков, которые позволяют фиксировать положение автомобиля на платформе. С помощью светофоров и шлагбаумов мы сигнализируем водителю, где остановиться, пока не закончится взвешивание. Показатели передаются в систему автоматически. У водителя есть специальная карточка, на которую через специальный сервер тоже вносится информация по весу. После этого шлагбаум поднимается и автомобиль уезжает», — рассказал о схеме обезличенного взвешивания Александр Иванов.

Специалист объяснил, что по похожей схеме можно сделать обезличенный отбор проб из машин, только вместо карточки с информацией лаборанты получают внутренний номер пробы. В ПТЛ не знают имени поклажедателя, а данные анализов привязывают к конкретному номеру или штрих-коду. Такой метод исключает случаи, когда лаборанты специально повышают качество зерна в анализах знакомым клиентам.

Автоматизация может помочь формировать очередь из машин на выгрузку. На одном из украинских МЭЗов «Инфоком ЛТД» реализовал такой проект. Очередь формируется на основании определенных данных, например, по влажности зерна. Для водителей информацию про порядок выгрузки машин выводят на специальный экран перед стоянкой

На что нужно обратить внимание перед автоматизацией элеватора?

В процессе автоматизации элеватора Александр Иванов советует обратить внимание на качество оборудования и программного обеспечения, которые будут использовать. Качественное оборудование дороже, но обеспечивает безаварийную работу элеватора.

«Я рекомендую при разработке таких систем использовать стандартные средства автоматизации, то есть покупное оборудование. Не приборы, которые разработаны под конкретный проект, — а стандартизированное и унифицированное оборудование. Оборудование, которое разработали и изготовили под конкретную задачу, может быть дешевле, но потом вы должны постоянно сотрудничать именно с этой компанией, если даже она вас не устраивает», — объяснил руководитель проектно-конструкторского департамента компании «Инфоком ЛТД».

Специалист отметил, что часто элеваторы находятся в небольших поселках, и квалификация операторов может быть не очень высокой. Этот фактор вместе с некачественным оборудованием может вызвать постоянные проблемы и простои.


Система автоматизации элеватора на мониторе

Александр Иванов говорит, что нужно обращать внимание и на программное обеспечение, которое используют при автоматизации элеватора. В идеале компания должна покупать стандартное ПО и формировать из него систему управления элеватором. Если для автоматизации предприятия ПО пишут сами, — гарантировать качество такого продукта трудно. В подобной ситуации элеватор становится заложником специалистов компании, которая занимается автоматизацией. Если через несколько лет она обанкротится, то разобраться в самописном ПО другим программистам будет практически невозможно.

Лучше всего, если автоматизация элеватора строится из качественных деталей и стандартизированного программного обеспечения. Сам принцип построения автоматического управления позволяет изменять и добавлять новые элементы в уже существующую систему. То есть, для оптимальной работы элеватора можно установить небольшой минимум — автоматизацию зерносушилки и транспортного оборудования, в том числе, узлов приемки и отгрузки. А затем по мере «роста» объемов хранения ставить автоматику на новые маршруты.

Ресурс: elevatorist.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *